Данные заказчика
Полное наименование заказчика:
Администрация городского округа Королёв Московской области
Краткое наименование заказчика:
Администрация городского округа Королёв Московской области
ИНН заказчика:
5018176830
ОГРН (ОГРНИП) заказчика:
1145018038120
Город:
Королев
Индекс, улица, дом, строение, корпус:
141070, Московская Область, ул. Октябрьская, д. 1
Номер телефона:
+7 (495) 512-00-07
Адрес электронной почты, факс заказчика:
admkrl@korolev.ru
Данные исполнителя
Полное наименование исполнителя:
Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение «Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Охраны Окружающей Среды»
Краткое наименование исполнителя:
ФГБУ «ВНИИ Экология»
ИНН исполнителя:
7727084790
ОГРН (ОГРНИП) исполнителя:
1037700251126
Город:
Москва
Индекс, улица, дом, строение, корпус:
117628, км МКАД 36-й, д. влд 1, стр. 4
Номер телефона:
+7 (495) 739-66-41
Адрес электронной почты, факс исполнителя:
reception@vniiecology.ru
Данные планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности
Наименование:
«Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королев»
Место реализации:
Реконструируемая автодорога проходит по Московской области г. Королев и г. Мытищи, а также по территории национального парка Лосиный остров.
Цель осуществления:
Реконструкция автомобильной дороги, обусловленной созданием альтернативного въезда в г Королев для увеличения пропускной способности и снижения социального напряжения среди жителей.
Сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду:
01.12.2023 — 01.06.2024
Данные уполномоченного органа, ответственного за организацию и проведение общественных обсуждений
Наименование:
Администрация Городского округа Королев Московской области
Адрес места нахождения и фактический адрес:
141070, Московская область, г.о. Королев, ул. Октябрьская, д. 1
Контактный телефон:
+7 (495) 916-09-03 (начальник сектора градостроительства и архитектуры управления градостроительства Администрации городского округа Королёв Московской области Александрова Светлана Ниловна)
Адрес электронной почты, факс:
admkrl@korolev.ru
Данные объекта общественных обсуждений
Объект общественных обсуждений:
предварительные материалы ОВОС
Место доступности объекта общественного обсуждения:
предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту: «Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королев» для ознакомления участников общественных обсуждений размещены в здании Администрации городского округа Королёв Московской области по адресу: Московская область, г. Королёв, ул. Октябрьская, д.1, каб. 208, с 15.12.2023 по 13.01.2024 включительно, ежедневно с 14.00 ч. до 18.00ч., за исключением выходных дней (суббота, воскресенье), а также на официальном сайте Администрации городского округа Королёв Московской области «Наукоград Королев» в разделе «Документы»/«Экология»
Сроки доступности объекта общественного обсуждения:
15.12.2023 — 13.01.2024
Форма проведения общественного обсуждения:
опрос
Сроки проведения:
15.12.2023 — 13.01.2024
Место размещения и сбора опросных листов (если такое место отличается от места размещения объекта общественных обсуждений), в том числе в электронном виде:
Опросные листы доступны в течение всего срока проведения общественных обсуждений на официальном сайте Администрации городского округа Королёв Московской области «Наукоград Королев» в разделе «Инфраструктура»/«Экология» и по адресу: Московская область, г. Королёв, ул. Октябрьская, д.1, каб. 208, ежедневно с 14.00 ч. до 18.00 ч., за исключением выходных дней (суббота, воскресенье).
Форма и место представления замечаний и предложений:
Замечания и предложения принимаются в электронном и бумажном виде по адресу: 141070, г.о. Королев, ул. Октябрьская, д. 4, приёмная Администрации городского округа Королёв, тел. +7 (495) 512-00-07, e-mail: admkrl@korolev.ru
Места размещения объекта общественного обсуждения:
предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту: «Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королев» для ознакомления участников общественных обсуждений размещены в здании Администрации городского округа Королёв Московской области по адресу: Московская область, г. Королёв, ул. Октябрьская, д.1, каб. 208, с 15.12.2023 по 13.01.2024 включительно, ежедневно с 14.00 ч. до 18.00ч., за исключением выходных дней (суббота, воскресенье), а также на официальном сайте Администрации городского округа Королёв Московской области «Наукоград Королев» в разделе «Документы»/«Экология»
Материалы ОВОС разработаны в нарушение действующего законодательства, включая Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, а намечаемая деятельность противоречит законодательству Российской Федерации, может причинить значительный вред природным комплексам национального парка «Лосиный остров» и не должна быть реализована по нижеследующим причинам.
1. Строительство дороги по предложенному варианту фактически отрежет значительную часть Мытищинского лесопарка (кварталы 4, 5, 7, 9, 10, 11, частично 12, 13, 15-18, 61, 62) от основной территории парка, приведет к фрагментации и деградации природных комплексов, нарушению путей миграции животных и, с учетом того, что северная часть Мытищинского лесопарка окружена городской застройкой, к уничтожению их популяций на этой территории (это подтверждается Материалами ОВОС, согласно которым (п.3.5):
«Негативные последствия будут выражаться и в нарушении сезонных и суточных перемещений копытных животных, что можно отчасти нивелировать созданием системы специальных сооружений.
В то же время фактор изоляции животных (путем создания непреодолимой преграды в виде автодороги) в заповедной и особо охраняемой зоне национального парка «Лосиный остров», при условии строгого соблюдения режима ее посещения людьми, может оказать и положительное воздействие на рост их популяций».
Согласно общепринятым научным данным, фрагментация мест обитания, в том числе в результате строительства дорог, приводит к сокращению численности, а иногда и полному уничтожению популяций. Таким образом, строительство дороги может причинить невосполнимый вред природным комплексам национального парка.
2. Согласно предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду по объекту: «Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королев» (далее – Материалы ОВОС), разработаны в целях строительства автодороги (южный обход города Королев) через территорию национального парка «Лосиный остров».
Таким образом, Материалы ОВОС обосновывают строительство дороги через территорию национального парка «Лосиный остров».
В то же время, данное строительство не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 15, п.2, подпункт «д»), на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с обеспечением охраны и использования национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 г. № 401 «О создании государственного природного национального парка «Лосиный остров», парк создан на базе Мытищинского леспаркхоза этого управления.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 280 «О национальном парке «Лосиный остров» принято предложение правительства Москвы, администрации Московской области и Федеральной службы лесного хозяйства России, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, об отнесении национального природного парка «Лосиный остров» общей площадью 12881 гектар к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименовании его в национальный парк «Лосиный остров».
В указанных актах отсутствует информация о расположении в границах национального парка населенных пунктов.
Согласно Положению о национальном парке «Лосиный остров», утвержденном приказом Минприроды России от 26.03.2012 № 82 «Об утверждении Положения о национальном парке «Лосиный остров» (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2012 № 25218), национальный парк расположен на территории города Москвы, Мытищинского, Пушкинского, Щелковского, Балашихинского районов и городского округа Королев Московской области.
Таким образом, населенные пункты (за исключением г. Москва) в границах национального парка «Лосиный остров» отсутствуют.
Согласно Положению о национальных природных парках в Российской Федерации, утвержденному постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 769 (в редакции постановлений Правительства РФ от 06.10.2011 № 824, от 01.11.2012 № 1128), п.9, на территориях национальных природных парков запрещается:
строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков.
Рассматриваемая в Материалах ОВОС дорога не связана с функционированием национального парка «Лосиный остров».
Большая часть дороги должна пройти по рекреационной зоне национального парка.
Таким образом, деятельность, предусмотренная Материалами ОВОС, противоречит Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» и Положению о национальных природных парках в Российской Федерации.
Согласно п.10.3 Положения о парке, в рекреационной зоне допускаются:
спортивное и любительское рыболовство;
заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд;
научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ;
организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, туристических стоянок и мест отдыха;
строительство, реконструкция и эксплуатация гостевых домов и иных объектов рекреационной инфраструктуры;
размещение музеев и информационных центров Учреждения, в том числе с экспозицией под открытым небом;
размещение ульев и пасек на участках, специально определенных Учреждением;
работы по комплексному благоустройству территории.
В рекреационной зоне (в отличие от зоны хозяйственного назначения) не предусмотрено строительство каких-либо дорог.
Таким образом, деятельность, предусмотренная Материалами ОВОС, противоречит Положению о национальном парке «Лосиный остров».
2. В материалах ОВОС рассмотрены 3 варианта реализации намечаемой деятельности, а также «Нулевой вариант».
При этом, кроме их краткого описания в п.1.5 Материалов ОВОС, материалы содержат только описание исследований по рекомендованному варианту.
Следует отметить, что в материалах ОВОС (за исключением «нулевого варианта») не рассматриваются альтернативные варианты реализации хозяйственной намечаемой деятельности, не затрагивающие территорию национального парка: «С учетом положений Генерального плана развития городского округа создание альтернативного въезда возможно исключительно по землям национального парка «Лосиный остров» (п.1.2).
При этом не рассматриваются и иные, кроме строительства наземной дороги, технологические способы решения (тоннель, эстакада), которые могут минимизировать или исключить воздействие на природные комплексы национального парка.
В Материалах ОВОС не приводится достаточного обоснования отказа от «Нулевого варианта», при том, что однозначно сказано, что при нем отсутствует негативное воздействие на окружающую среду: «Вариант 4 «Нулевой» связан с отказом от реконструкции, с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду обеспечит исключение антропогенного воздействия в месте предполагаемого размещения объекта.
Отказ от деятельности, с одной стороны, позволит не привносить на территорию риски дополнительного воздействия на окружающую среду. С другой стороны, выбор этого варианта означает сохранение социальной напряженности и низкую пропускную способность автодороги.
Таким образом, «нулевой вариант» (отказ от деятельности) не имеет серьёзных аргументов в пользу его реализации».
Данный довод не обоснован.
В то же время, согласно Требованиям к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999 (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2021 № 63186), п.7:
материалы оценки воздействия на окружающую среду должны содержать (в отношении отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которых является объектом экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», материалы оценки воздействия на окружающую среду подготавливаются с учетом особенностей, указанных в пункте 7.13 настоящих требований):
Описание планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая альтернативные варианты достижения цели планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (технические и технологические решения, возможные альтернативы мест ее реализации, иные варианты реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в пределах полномочий заказчика), а также возможность отказа от деятельности (п.7.1.4).
Описание возможных видов воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам (п.7.2).
Оценку воздействия на окружающую среду (атмосферный воздух, поверхностные водные объекты, геологическую среду и подземные воды, почвы, растительный и животный мир, воздействие отходов производства и потребления на состояние окружающей среды, оценка физических факторов воздействия, описание возможных аварийных ситуаций и оценка воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях) планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности по рассмотренным альтернативным вариантам ее реализации, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (п.7.4).
Таким образом, Материалы ОВОС разработаны в нарушение Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду.
3. При подготовке Материалов ОВОС не проводились исследования, предусмотренные действующим законодательством.
Так, согласно п. 2.7.7 Материалов ОВОС, «в настоящем разделе представлено описание редких видов растений, встреча которых вероятна в Мытищинском лесопарке, исходя из имеющихся общих сведений о видах растений, занесенных в Красные книги (России, Москвы и Московской области). Специальных исследований по выявлению мест произрастаний представителей редких растений Мытищинского лесопарка не проводилось. Ввиду уже существующей сильной антропогенной нагрузки и, одновременно с этим, низкой степени возможного негативного воздействия намечаемого строительства на растительный покров Мытищинского лесопарка, выполнение подобных исследований в целях проведения данной оценки воздействия, не представляется целесообразным».
В то же время, далее указано: «На территории Мытищинского лесопарка встречаются 32 редких охраняемых вида, занесенных в Красную книгу г. Москвы (ККМ), из которых 1 вид также включен в Красные книги РФ (ККРФ) и Московской области (ККМО) и 3 вида – в Красную книгу Московской области. Дополнительно отмечены 13 видов, включенных в «Перечень видов животных, растений и грибов, не занесенных в Красную книгу города Москвы, но нуждающихся на территории города Москвы в постоянном контроле и наблюдении». При составлении аннотированного списка охраняемых видов сосудистых растений Мытищинского лесопарка были использованы материалы гербариев Главного ботанического сада РАН (MHA), Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (MW), Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева (МСХА). Кроме того, использованы литературные и опросные сведения, а также наблюдения в 1986-2018 гг. [129-135].
Согласно п. 3.5 Материалов ОВОС: «В ходе работ по строительству на различных участках трассы предполагается отчуждение лесопокрытых земель и вырубка древесно-кустарниковой растительности в целях:
– Расширения или нового строительства земляного полотна;
– Строительства придорожных водоотводных и иных инженерных сооружений;
– Размещения придорожный инфраструктуры.;
– Организации временных дорог вдоль строящейся трассы;
– Размещения временного жилья строителей и баз строительной техники;
Площадь территории, на которой предполагается вырубка лесов при проведении строительства согласно будет уточнена в дальнейшем в ходе проработки проектных решений и при разработке «Проекта освоения лесов» в частности».
Таким образом, в материалах ОВОС не приводится площадь и характеристика древесной растительности, подлежащей вырубке, в результате чего невозможно оценить воздействие намечаемой деятельности на растительность.
«Среди видов растений, занесенных в Красные книги Москвы и Московской области, возможному нарушению подвергнутся участки произрастания следующих видов: ландыш майский (ККМ – 3 категория; ККМО — список редких и уязвимых таксонов, не включенных в Красную книгу Московской области, но нуждающихся на территории Подмосковья в постоянном контроле и наблюдении), страусник обыкновенный (ККМ, 3 категория), фиалка топяная (ККМО, 2 категория). Площади нарушения естественных местообитаний данных видов растений смогут быть определены в дальнейшем, на этапе более подробной проработки проектных решений после проведения детальных геоботанических исследований».
«Негативные последствия будут выражаться и в нарушении сезонных и суточных перемещений копытных животных, что можно отчасти нивелировать созданием системы специальных сооружений.
В то же время фактор изоляции животных (путем создания непреодолимой преграды в виде автодороги) в заповедной и особо охраняемой зоне национального парка «Лосиный остров», при условии строгого соблюдения режима ее посещения людьми, может оказать и положительное воздействие на рост их популяций».
Воздействие эксплуатации автомобильной дороги на виды животных, занесенных в Красные книги России, Москвы и Московской области, не будет носить специфичный характер относительно приведенного выше описания воздействия на животный мир в ходе эксплуатации автодороги. Более точную оценку (количественную и качественную) воздействия эксплуатации автомобильной трассы на популяции редких видов животных, можно будет привести после выполнения подробных фаунистических исследований и уточнения проектных решений.
Таким образом, в Материалах ОВОС отсутствует информация о воздействии на места произрастания редких видов растений и места обитания редких видов животных, при том, что их наличие вероятно.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 60) запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (статья 24) действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу субъекта Российской Федерации, не допускаются.
Таким образом, Материалы ОВОС противоречат Федеральному закону «Об охране окружающей среды» и Федеральному закону «О животном мире».
В то же время, согласно Требованиям к материалам оценки воздействия на окружающую среду (п.4.4):
Проводятся исследования по оценке воздействия на окружающую среду, включающие:
а) определение характеристик планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив, в том числе отказа от деятельности;
б) анализ состояния территории, на которую может оказать влияние планируемая (намечаемая) хозяйственная и иная деятельность (в том числе состояние окружающей среды, имеющаяся антропогенная нагрузка и ее характер, наличие особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов или их частей; водно-болотных угодий международного значения, зон с особыми условиями использования территорий, иных территорий (акваторий) или зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях охраны окружающей среды;
г) выявление возможных воздействий планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
д) оценку воздействий на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (степень, характер, масштаб, зона распространения воздействий, а также прогнозирование изменений состояния окружающей среды при реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);Степень детализации исследований по оценке воздействия на окружающую среду определяется заказчиком (исполнителем) на основании предварительной оценки, исходя из состояния окружающей среды, особенностей планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, и должна быть достаточной для выявления и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п.4.5 Требований формируются предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду по результатам исследований по оценке воздействия на окружающую среду, проведенных с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения, а также в соответствии с Техническим заданием (в случае его подготовки).
Как указано выше, как следует из Материалов ОВОС по многим параметрам исследования, необходимые для оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду не проводились.
4. В Пояснительной записке перечислены законодательные и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми ФГБУ «ВНИИ Экология» выполнена настоящая работа. Среди них – Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Однако, в данном перечне отсутствует Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».
В то же время, указано, что «результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия, намечаемой заказчиком деятельности, на окружающую среду».
5. В Материалах ОВОС содержатся внутренние противоречия.
1) Как следует из названия Материалов ОВОС «Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королев», оценивается именно реконструкция существующей дороги. Однако как следует, в том числе из приложенных фотографий (книга 3, точки съемки 14,15,17,19,20,23,25,26), в восточной части дорогу предполагается проложить по лесу, где есть только тропинки и местами следы проезда техники, но какие-либо дороги там отсутствуют.
Таким образом, Материалы ОВОС предусматривают строительство новой дороги, а не реконструкции.
2) Согласно Резюме нетехнического характера, «среда обитания животных, пути их миграции, доступ в нерестилища рыб и места произрастания редких видов растений не затрагиваются».
В тоже время, как указано выше, в самих Материалах ОВОС воздействие на среду обитания животных, включая пути их миграции, прогнозируется.
3) Согласно п. 3.4.2, «Проектируемая автодорога в центральной части находится в границах национального парка «Лосиный остров».
Протяженность трассы автодороги по территории национального парка составляет 5280 м, а также 1050 м велодорожки до парка «Коржевские культуры». Таким образом ориентировочная общая площадь постоянного землеотвода в пределах национального парка составит 19,3 га.
Начальный участок трассы (Водопроводная улица до поворота и ее северная обочина – 695 м), а также конечный участок трассы (по трассе снятой железной дороги от Акуловского канала до улицы Коммунальная – 940 м) находятся в пределах охранной зоны национального парка Лосиный остров. Таким образом, площадь постоянного землеотвода в пределах национального парка составит 4,6 га».
Согласно п.3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.
При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок, обязательное рассмотрение альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе вариант отказа от деятельности,
Таким образом, Материалы ОВОС разработаны в нарушение Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду.
Михаил, добрый день. Огромная благодарность от жителя Мытищ за ваш развернутый труд.
Михаил, большое спасибо за Вашу подробную и профессиональную оценку материалов ОВОС.
Подскажите, пожалуйста, как жителям г. Королев добиться того, чтобы транспортные проблемы города решались НЕ за счет НП «Лосиный остров»?
Спасибо огромное, за честную оценку, благодаря таким как Вы, удастся спасти Лосиный остров от застройки!
Отлично, просто отлично! Спасибо, Михаил!
Полностью поддерживаю. Дорожную обстановку в Королеве можно улучшить массой способов, но предлагается самый простой и самый вредный для природы и жителей города.
Материалы ОВОС разработаны в нарушение действующего законодательства, включая Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, а намечаемая деятельность противоречит законодательству Российской Федерации, может причинить значительный вред природным комплексам национального парка «Лосиный остров» и не должна быть реализована.
1. Несмотря на то, что объект называется «реконструкция», на значительной его части — это строительство новой дороги (это показывают и фотографии в самих материалах ОВОС ).
Никаких других вариантов решения транспортной проблемы г. Королев (строительство в обход национального парка, прокладка тоннеля, эстакады в материалах даже не рассматривается).
Строительство дороги по предложенному варианту, фактически отрежет северную часть от основной территории парка, приведет к фрагментации и деградации природных комплексов, пресечению путей миграции животных и, с учетом, того, что северная часть окружена городской застройкой, уничтожению их популяций на этой территории (это подтверждается Материалами ОВОС, согласно которым (п.3.5): «Негативные последствия будут выражаться и в нарушении сезонных и суточных перемещений копытных животных».
То есть, строительство дороги может причинить невосполнимый вред всему природному комплексу национального парка.
2. По многим компонентам окружающей среды, в том числе, подлежащим особой охране (растения, занесенные в Красные книги), специальных исследований не проводилось и «не представляется целесообразным». Хотя, по приведенным там же литературным данным, редкие растения на рассматриваемой территории есть.
Отсутствие подобных исследований прямо нарушает требования к материалам ОВОС.
3. Строительство этой дороги противоречит Федеральным законам «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Положению о национальных парках в РФ.
Материалы ОВОС разработаны в нарушение действующего законодательства,
включая Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду,
а намечаемая деятельность противоречит законодательству Российской
Федерации, может причинить значительный вред природным комплексам
национального парка «Лосиный остров» и не должна быть реализована.
1. Несмотря на то, что объект называется «реконструкция», на
значительной его части — это строительство новой дороги (это показывают
и фотографии в самих материалах ОВОС ).
Никаких других вариантов решения транспортной проблемы г. Королев
(строительство в обход национального парка, прокладка тоннеля, эстакады
в материалах даже не рассматривается).
Строительство дороги по предложенному варианту, фактически отрежет
северную часть от основной территории парка, приведет к фрагментации и
деградации природных комплексов, пресечению путей миграции животных и, с
учетом, того, что северная часть окружена городской застройкой,
уничтожению их популяций на этой территории (это подтверждается
Материалами ОВОС, согласно которым (п.3.5): «Негативные последствия
будут выражаться и в нарушении сезонных и суточных перемещений копытных
животных».
То есть, строительство дороги может причинить невосполнимый вред всему
природному комплексу национального парка.
2. По многим компонентам окружающей среды, в том числе, подлежащим
особой охране (растения, занесенные в Красные книги), специальных
исследований не проводилось и «не представляется целесообразным». Хотя,
по приведенным там же литературным данным, редкие растения на
рассматриваемой территории есть.
Отсутствие подобных исследований прямо нарушает требования к материалам
ОВОС.
3. Строительство этой дороги противоречит Федеральным законам «Об особо
охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «О
животном мире», Положению о национальных парках в РФ.
По какой причине вообще не рассматривается увеличение пассажиропотока за счёт строительства скоростного трамвая? Все эти люди едут из Королева в Москву и обратно. Дайте им эту возможность — пробки не будет! Если кому нужен учебник по урбанистике — у меня есть. Лекции Вучика лежат на ютубе.
Судя по комментариям специалистов и моим личным впечатлениям от материалов ОВОС, оценка проведена кое-как. Информирование в Мытищах вообще пока не проводилось (а шоссе в основном пройдет по территории Мытищ, а не Королева), да и в Королеве, конечно, выполнили информационный минимум с натяжкой (ссылка на опрос на Госуслугах появилась не в первоначальных уведомления, а как-то боком…). Попытка пропихнуть проект без шума? Да и людям так проще — меньше будешь знать, крепче будешь спать. Наверно, так теперь выглядит забота о населении.
Беспредел продолжается…!!! Хватит уж издеваться над страной и Москвичами…!!!! Всему есть предел терпения..!!! Он скоро наступит!!!
Руки прочь от Лосиного острова!!!
13.09.23 г,ехала в Тверскую обл.Никогда такого ужаса не видела: через каждые 300-400 метров, валялись раздавленные куницы, хорьки, еноты,выдры.А всё потому,что вырубали лес и прокладывали дорогу,в сторону Питера, через г.Бежецк.Животные перебегали через трассу,на другую сторону леса,но на этой трассе и заканчивалась их жизнь((Тоже самое и будет с Лосины Островом.Не дадим порушить охраняемую зону заповедника.Всегда есть множество вариантов,в обход такого варварства
Легко уничтожать, но практически не возможно востановить, по этому надо беречь. Только не далёкие и равнодушные люди могут на это пойти, а они как видно в руководстве к сожалению. Надо обязательно сохранить лосиный остров.
Лосиный остров должен быть сохранен для людей как и весь животный мир, там присутствующий по сути дела уникальный. Нельзя же всё время что-то разрушать не понятно во имя каких целей зачастую!!
⦁ ФИО Строганов Владимир Юрьевич
⦁ Дата рождения 29 июля 1977 года
⦁ Адрес места жительства (регистрации), место расположения организации*** г. Москва, Волоколамское шоссе, 13-94
Отказаться от строительства (реконструкции) дороги через территорию национального парка «Лосиный остров»!!!!!
Материалы ОВОС разработаны с нарушением действующего законодательства, включая Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, а намечаемая деятельность противоречит законодательству Российской Федерации, может причинить значительный вред природным комплексам национального парка «Лосиный остров» и не должна быть реализована по следующим причинам.
1. Строительство дороги по предложенному варианту изолирует значительную часть Мытищинского лесопарка от основной территории «Лосиного острова», нарушит пути миграции (это подтверждается п.3.5 материалов ОВОС, согласно которым):
«Негативные последствия будут выражаться и в нарушении сезонных и суточных перемещений копытных животных, что можно отчасти нивелировать созданием системы специальных сооружений.
В то же время фактор изоляции животных (путем создания непреодолимой преграды в виде автодороги) в заповедной и особо охраняемой зоне национального парка «Лосиный остров», при условии строгого соблюдения режима ее посещения людьми, может оказать и положительное воздействие на рост их популяций».
То есть строительство дороги может причинить невосполнимый вред природным комплексам национального парка.
2. Предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду по объекту «Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королев» (далее – материалы ОВОС) разработаны для строительства автодороги (южный обход города Королев) через территорию национального парка «Лосиный остров».
Таким образом, материалы ОВОС обосновывают строительство дороги через территорию национального парка «Лосиный остров».
В то же время, данное строительство не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 15, п.2, подпункт «д»), на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с обеспечением охраны и использования национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
Согласно Положению о национальном парке «Лосиный остров», утвержденном приказом Минприроды России от 26.03.2012 № 82, национальный парк расположен на территории города Москвы, Мытищинского, Пушкинского, Щелковского, Балашихинского районов и городского округа Королев Московской области («Лосиный остров» частично расположен на территории городского округа «Королев», но сам город Королев в границы национального парка не входит).
То есть населенные пункты (за исключением г. Москва) в границах национального парка «Лосиный остров» отсутствуют.
Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 769, на территориях национальных природных парков запрещается строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков.
Рассматриваемая в материалах ОВОС дорога не связана с функционированием национального парка «Лосиный остров».
То есть деятельность, предусмотренная материалами ОВОС, противоречит Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» и Положению о национальных природных парках в Российской Федерации.
2. В материалах ОВОС (за исключением «нулевого варианта») не рассматриваются альтернативные варианты реализации хозяйственной намечаемой деятельности, не затрагивающие территорию национального парка: «С учетом положений Генерального плана развития городского округа создание альтернативного въезда возможно исключительно по землям национального парка «Лосиный остров» (п.1.2).
При этом не рассматриваются и иные, кроме строительства наземной дороги, технологические способы решения (тоннель, эстакада), которые могут минимизировать или исключить воздействие на природные комплексы национального парка.
В материалах ОВОС не приводится обоснование отказа от «Нулевого варианта», при том, что однозначно сказано, что в нем отсутствует негативное воздействие на окружающую среду: «Вариант 4 «Нулевой» связан с отказом от реконструкции, с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду обеспечит исключение антропогенного воздействия в месте предполагаемого размещения объекта.
Отказ от деятельности, с одной стороны, позволит не привносить на территорию риски дополнительного воздействия на окружающую среду. С другой стороны, выбор этого варианта означает сохранение социальной напряженности и низкую пропускную способность автодороги.
Таким образом, «нулевой вариант» (отказ от деятельности) не имеет серьёзных аргументов в пользу его реализации».
Данный довод не обоснован.
В то же время, согласно Требованиям к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999, Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны содержать:
описание планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая альтернативные варианты достижения цели планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (технические и технологические решения, возможные альтернативы мест ее реализации, иные варианты реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в пределах полномочий заказчика), а также возможность отказа от деятельности;
описание возможных видов воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.
оценку воздействия на окружающую среду (атмосферный воздух, поверхностные водные объекты, геологическую среду и подземные воды, почвы, растительный и животный мир, воздействие отходов производства и потребления на состояние окружающей среды, оценка физических факторов воздействия, описание возможных аварийных ситуаций и оценка воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях) планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности по рассмотренным альтернативным вариантам ее реализации, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.
То есть материалы ОВОС разработаны в нарушение Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду.
3. При подготовке материалов ОВОС не проводились исследования, предусмотренные действующим законодательством.
Так, согласно п. 2.7.7 материалов ОВОС, «в настоящем разделе представлено описание редких видов растений, встреча которых вероятна в Мытищинском лесопарке, исходя из имеющихся общих сведений о видах растений, занесенных в Красные книги (России, Москвы и Московской области). Специальных исследований по выявлению мест произрастаний представителей редких растений Мытищинского лесопарка не проводилось. Ввиду уже существующей сильной антропогенной нагрузки и, одновременно с этим, низкой степени возможного негативного воздействия намечаемого строительства на растительный покров Мытищинского лесопарка, выполнение подобных исследований в целях проведения данной оценки воздействия, не представляется целесообразным».
Согласно п. 3.5 материалов ОВОС: «Площадь территории, на которой предполагается вырубка лесов при проведении строительства согласно будет уточнена в дальнейшем в ходе проработки проектных решений и при разработке «Проекта освоения лесов» в частности».
То есть в материалах ОВОС не приводится площадь и характеристика древесной и иной растительности, включая редкие виды растений, подлежащей вырубке или уничтожению, в результате чего невозможно оценить воздействие намечаемой деятельности на растительность.
«Среди видов растений, занесенных в Красные книги Москвы и Московской области, возможному нарушению подвергнутся участки произрастания следующих видов: ландыш майский (ККМ – 3 категория; ККМО — список редких и уязвимых таксонов, не включенных в Красную книгу Московской области, но нуждающихся на территории Подмосковья в постоянном контроле и наблюдении), страусник обыкновенный (ККМ, 3 категория), фиалка топяная (ККМО, 2 категория). Площади нарушения естественных местообитаний данных видов растений смогут быть определены в дальнейшем, на этапе более подробной проработки проектных решений после проведения детальных геоботанических исследований».
Воздействие эксплуатации автомобильной дороги на виды животных, занесенных в Красные книги России, Москвы и Московской области, не будет носить специфичный характер относительно приведенного выше описания воздействия на животный мир в ходе эксплуатации автодороги. Более точную оценку (количественную и качественную) воздействия эксплуатации автомобильной трассы на популяции редких видов животных, можно будет привести после выполнения подробных фаунистических исследований и уточнения проектных решений.
То есть, в Материалах ОВОС отсутствует информация о воздействии на места произрастания редких видов растений и места обитания редких видов животных, при том, что их наличие вероятно.
При этом, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 60) запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (статья 24) действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу субъекта Российской Федерации, не допускаются.
То есть материалы ОВОС противоречат Федеральному закону «Об охране окружающей среды» и Федеральному закону «О животном мире».
5. В Материалах ОВОС содержатся внутренние противоречия.
1) Так, как следует из названия Материалов ОВОС: «Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королев», оценивается именно реконструкция существующей дороги. Однако, как следует в том числе из приложенных фотографий (книга 3, точки съемки 14,15,17,19,20,23,25,26), в восточной части дорогу предполагается проложить по лесу, где есть только тропинки и, местами, следы проезда техники, но какие-либо дороги там отсутствуют.
То есть материалы ОВОС предусматривают строительство новой дороги, а не реконструкции.
2) Согласно Резюме нетехнического характера, «среда обитания животных, пути их миграции, доступ в нерестилища рыб и места произрастания редких видов растений не затрагиваются.
В тоже время, как указано выше, в самих Материалах ОВОС воздействие на среду обитания животных, включая пути их миграции, прогнозируется.
3) Согласно п. 3.4.2, — «Проектируемая автодорога в центральной части находится в границах национального парка «Лосиный остров».
Протяженность трассы автодороги по территории национального парка составляет 5280 м, а также 1050 м велодорожки до парка «Коржевские культуры». Таким образом ориентировочная общая площадь постоянного землеотвода в пределах национального парка составит 19,3 га.
Начальный участок трассы (Водопроводная улица до поворота и ее северная обочина – 695 м), а также конечный участок трассы (по трассе снятой железной дороги от Акуловского канала до улицы Коммунальная – 940 м) находятся в пределах охранной зоны национального парка Лосиный остров. Таким образом, площадь постоянного землеотвода в пределах национального парка составит 4,6 га».
Согласно п.3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.
При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок, обязательное рассмотрение альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе вариант отказа от деятельности,
Таким образом, материалы ОВОС разработаны в нарушение Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду.